Куракинский парк площадью 30 га, расположенный в Сердобском районе, созданный в 1795 г., является памятником русской усадебной архитектуры XVIII века.
Плодородные чернозёмные земли, простирающиеся вдоль рек Сердоба и Хопёр, князь Борис Куракин получил в дар от Петра I. Здесь были урожайные поля, роскошная рыбалка, неуёмная охота, но не было крестьян. Их привезли потом. Переселили из московских, владимирских, рязанских и других вотчин именитого князя. Когда переселенцы отстроились и отпраздновали новоселья, которые пришлись на день Бориса и Глеба, княжеский приказчик по воле своих господ дал селу название – Борисоглебское. Так оно и называлось, пока сюда на постоянное местожительство не перебрался молодой Александр Куракин. Он был дружен с царевичем Павлом. Вместе кутили, ездили за границу. Князь ссуживал царевича деньгами. Тесная дружба с будущим государем вознесла Куракина до небывалых высот, он был обласкан, получал почести и награды. А вот Екатерина II, пришедшая на престол после смерти мужа, побаивалась одного из богатейших крепостников России, который запросто ради воцарения Павла мог встать во главе нового заговора. Тогда в октябре 1782 года хитрая царица, отрешив князя от всех государственных должностей и дел, отправила его в ссылку в Борисоглебское имение. Опальный князь вынужден был подчиниться. Первое время он жил в доме приказчика, но сразу же задумал план постройки такого дворца, который бы стал шедевром современной архитектуры. За образец был взят Гатчинский дворец Павла. Строительство длилось восемь лет.
В окружении вековых дубов и раскидистых душистых лип к 1790 году был построен ослепительный замок, опоясанный ажурной лепниной, с флигелями и галереями.
Еще в историческом своднике XVIII века жизнь и быт Куракина в первые годы возникновения усадьбы описаны более, чем подробно. В имении было более трехсот дворовых, не считая нескольких десятков нанятых иностранцев, в основном французов, служивших у князя секретарями, библиотекарями, лекарями, поварами, музыкантами, садовниками и так далее. До тридцати казаков, одетых в красные кафтаны, сопровождали князя всюду в поездках. Их иногда сменяли огромные лейб-гренадеры, а на козлах и на запятках восседали гайдуки – выездные лакеи. Был в Надеждино заслуженный, награжденный орденами и крестами майор, в обязанность которого входило держать трость князя, когда он молился в своей домовой церкви, и предшествовать ему в парадных выходах к гостям в роли церемониймейстера. Иногда гости выходили через южный портал замка, проходя сквозь стройные колонны с пышными капителями по гранитной лестнице, сразу от которой свои воды медленно катила река Сердоба.
Здесь у красивой пристани для гостей всегда стояли лодки или челноки, покрытые дорогими персидскими и турецкими коврами. Величественный и торжественный вид дворца поражал даже столичных гостей. Автором такого пышного проекта, поражающего своим художественным совершенством и оригинальностью композиции, является знаменитый русский архитектор Алоизия Руски.
Дворец был окаймлен прекрасным фруктовым садом и английским парком, прочищенным на восьмидесяти десятинах старого леса.
От дворца, пройдя широкий двор сквозь северные ворота, по прямой широкой аллее можно было попасть в огромный парк, в котором не видно голубого неба – всё зелень и тень.
Сначала аллея приводила к небольшой круглой лужайке, где стоял затейливый деревянный домик, построенный наподобие малого Трианона, знаменитой виллы французской королевы Марии Антуанетты. Сюда любил приходить князь и в тиши окружающего леса предаваться грёзам или вспоминать минувшее. Иногда на поляне устраивались пышные празднества Тогда задумчивый парк оглушался звуками оркестра, шумом, весельем и голосами множества веселившихся гостей.
От летнего домика, окружённого цветниками, во все стороны широким веером расходись семь тенистых просек, разрезавших парк подобно лучам солнца.
Просеки были достаточно широкими. Они тянулись будто тоннели, проложенные в массе зелени, открывая в дали разнообразные картины: различные статуи, фасад дома, красивый сельский вид, голубую даль неба, поля. Что и говорить: князь был истинным любителем природы! Расположение парка и разбивка просек повторяли в миниатюре виденные князем великолепные парки во владениях коронованных особ, которым он подражал даже в мелочах. В парке Куракина каждая просека, каждая аллея имели свое название. Это была дань духу времени. Аллея царевича Павла, Нелидовская (в честь фаворитки Павла), Марии-Антуанетты, в конце которой стоял памятник ей же, аллея «приятного наслаждения», «скорого достижения», «весёлой мысли», «спокойствия душевного», «милой тени» и так далее. Соответствующие названия были обозначены на жестяной дощечке, прибитой в начале на точёном столбике. По всему парку – небольшие беседки, на аллеях – бюсты, статуи и фонтаны. Для пиров и банкетов был построен павильон, названный «Вместилище чувствий вечных». Также при парке был зверинец, где содержались животные местных пород. Художественная литература не обошла своим вниманием веселую жизнь и деятельность опального князя. Саратовский писатель Б. С. Неводов написал и издал роман «Бриллиантовый князь», выдержавший несколько переизданий. Народный художник РСФСР, график Н. В. Кузьмин в своей книге «Круг царя Соломона» также коснулся тайн и легенд, связанных с именем махрового крепостника. …Ни много, ни мало, князь прожил в Надеждино 14 с лишним лет. До наших дней дворец практически не сохранился. В 1927 году здесь был пожар, в боковых пристройках одно время была расположена областная партийная школа. С 1989 года на протяжении нескольких лет находился Пензенский землеустроительный техникум, затем межрайонный дом инвалидов.
Но до сих пор, глядя на дворец, бывший некогда великолепным, и огромный темный парк, захватывает дух. В этом, одном из старейших мест нашего края, в течение короткого времени можно переместиться в другую эпоху, зримо представляя себе вереницу карет, подъезжающих к парадному, освещенному огнями подъезду замка на бал к князю Куракину.